RSS

Дизайн для мыслителя

15 Май

Название статьи «Дизайн для мыслителя» привлекло внимание Ирины Гилевской. Прочитав, она захотела поделится этим материалом с общественностью.

Итак,

Концепция «дизайнерского мышления» (design thinking) уже давно вышла за пределы дизайна и успешно используется многими компаниями в разных сферах деятельности. В противовес критическому мышлению, которое основывается на анализе и отбрасывании идей, дизайнерское предполагает исключительно их генерирование. Это творческий процесс, лишенный любой критики, любых негативных оценок, страха поражения, консервативности — вообще каких бы то ни было помех. Любой сотрудник организации может использовать этот метод в любой рабочей ситуации.

Первой эту идею стала активно использовать известная инновационная компания IDEO. Ее руководитель Тим Браун определял дизайнерское мышление как дисциплину, которая предполагает использование не только методов, но и видения, и душевного состояния дизайнера для отслеживания технически реализуемых человеческих потребностей и превращения их в потребительскую ценность и рыночную возможность. По его мнению, человек, мыслящий, как дизайнер, постоянно ищет баланс между искусством и наукой, интуицией и аналитикой, креативом и практической применимостью. Вполне логично ожидать, что продукт, в котором гармонично сочетаются эти качества, будет пользоваться огромным спросом на рынке. Как же этого добиться?

ИДЕЯ КАК АЛГОРИТМ Дизайнерское мышление, как и любой другой творческий процесс, с трудом поддается формализации. Жесткие рамки для него неприемлемы. Но некий базовый алгоритм в применении этого инструмента оправдан. Он состоит из четырех шагов.

ШАГ 1. ОПРЕДЕЛИТЬ ПРОБЛЕМУ. Это самое важное, ведь если задача будет сформулирована неправильно, то и решение не приведет к ожидаемым результатам. Сначала надо разобраться в сути проблемы, собрать всю необходимую информацию и максимально сжато и четко определить задачу. Для этого нужно понаблюдать за потенциальными клиентами, конкурентами, другими рыночными игроками, определить движущие мотивы, способы мышления, выяснить, каковы потребности целевой аудитории, чего хотят клиенты. Если речь идет не о разработке нового продукта, а о решении проблемы, надо понаблюдать за этой проблемой в действии, понять ее причины, разделить на составляющие. Еще один полезный метод изучения проблемы — вопросы. Членам команды стоит примерить на себя роль ребенка, постоянно задающего вопрос «почему?». Делать это нужно до тех пор, пока ответы не станут предельно простыми. Скорее всего, после обнаружения истинных корней проблемы задачу придется переформулировать. Практика показывает, что решения одной и той же проблемы, сформулированной по-разному, могут существенно отличаться. Поэтому, к примеру, если вы хотите стимулировать креативность команды, то задача «создать новый стул» едва ли подойдет, уж лучше будет так: «найти способ подвесить сидящего человека в воздухе».

ШАГ 2. ДУМАТЬ И РАССМОТРЕТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ВАРИАНТОВ. Распространенная ловушка, в которую иногда попадают даже самые талантливые команды, — решать похожие проблемы с помощью одних и тех же методов. Это особенно опасно, если метод несколько раз помог получить положительные результаты, а в данном случае время на решение задачи ограничено. Тогда команда не тратит драгоценные часы на придумывание идей и анализ вариантов, а идет проторенным путем. В рамках концепции дизайнерского мышления это абсолютно недопустимо. Она требует как можно больше вариантов решения, какой бы очевидной и простой ни казалась задача. Важная составляющая данного этапа — рассмотрение проблемы с разных сторон. Члены команды должны примерить на себя разные роли и придумать варианты решения задачи исходя из разных точек зрения и для разных ситуаций. Если на предыдущем этапе можно было обойтись минимальным составом команды, то здесь надо подключить все имеющиеся ресурсы. Концепция дизайнерского мышления основывается на простом принципе: пять человек, думающих над проблемой в течение одного дня, гораздо эффективнее одного сотрудника, работающего над ее решением пять дней. Поэтому в придумывании вариантов должны участвовать все члены команды. И они абсолютно свободно выбирают для этого инструментарий.

ШАГ 3. ОПРЕДЕЛИТЬ И ДЕТАЛИЗИРОВАТЬ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИДЕИ. Отобрав наиболее многообещающие идеи, надо заняться их взращиванием и защитой от коллег, имеющих склонность убивать идеи. Ведь даже очень перспективные инициативы могут быть весьма уязвимыми в «младенчестве». В рамках концепции дизайнерского мышления инновационный процесс требует максимально благоприятной атмосферы и отказа от необоснованной критики. На данном этапе сотрудники могут экспериментировать с перспективными задумками, комбинировать, делать ошибки, учиться на них — и в конце концов должны получить выдающийся результат.

Второй и третий шаги можно повторять до тех пор, пока не будут найдены абсолютно удовлетворяющие всю команду ответы и решения.

ШАГ 4. ОПРЕДЕЛИТЬ ПОБЕДИВШУЮ ИДЕЮ И ПРИСТУПИТЬ К ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ. К этому моменту команда уже выбрала две-три идеи и создала прототипы (если речь идет о разработке нового продукта). Теперь надо провести последнюю проверку решения и протестировать прототипы. А также подготовить все необходимые для реализации идеи ресурсы. Когда этот этап завершается, проблема уже решена, а новый продукт поступил в производство.

Завтра напишем как можно максимально использовать дизайнерское мышление

По материалам журнала «Управление компанией»

Реклама
 
1 комментарий

Опубликовал на 15.05.2010 в Инструментарий

 

Метки: , , , , ,

One response to “Дизайн для мыслителя

  1. Marina

    16.05.2010 at 3:51 пп

    Мы использовали данный алгоритм на практике — работает :))

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: